Методики и организация художественного конструирования
автор: Гоша Деревяшкин
Разработка новых изделий мебели, т.е. таких товаров народного потребления, которые имеют важное функциональное назначение и призваны удовлетворять эстетические запросы людей, представляет сложный и длительный процесс. Он осуществляется коллективом специалистов, в котором художник-конструктор выполняет ведущую роль.
Процесс проектирования — это последовательное выполнение операций от исходной (получение заказа на разработку) до получения готового рабочего образца. Основным фактором, который определяет этот процесс, является цель проекта. От нее зависит содержание и и планирование работы художника конструктора, применяемые методы и средства проектирования. В качестве цели проекта выступают свойства и функции изделий, необходимые обществу.
Художнику-конструктору приходится проектировать многие виды изделий из древесины — от чисто утилитарных до декоративно прикладных, для которых соотношение утилитарных и эстетических требований не одинаково. Это обуславливает различный подход к методике проектирования. В тех случаях, когда основное значение имеют функциональные требования, при проектировании должен преобладать функциональный подход, но с соблюдением композиционно-стилистических требований к этому изделию. Красота таких изделий обеспечивается совершенством конструкции, хорошим их функционированием. Если эстетические требования возрастают или становятся преобладающими (декоративные изделия), начинает возрастать, а то и вовсе становится главным художественный поиск их формы, следованию стилю и моде. Правда, при этом нельзя пренебрегать техническими факторами формообразования, свойствами материалов, особенностями технологического процесса производства изделий.
Таким образом, в творческой работе художника-конструктора важно правильно оценить соотношение утилитарных и эстетических требований в одном предмете и для каждого конкретного случая проектирования находить определенный подход при решении проектных задач.