Конструирование мебели Мебель, интерьер Средневековый стиль мебели

После упадка античной культуры искусство надолго подчиняется религии. Византийская архитектура связана с культовым и храмовым строительством. Храмы являлись основным архитектурным сооружением, строились повсеместно и разных размеров, богато отделывались. Античная культура постепенно забывается, в совершенствовании производительных сил наступил застой. Старое было разрушено, новое не строилось, архитектура стала примитивной.

Раздробленность враждующих феодальных княжеств вызвала массовое крепостное строительство. Замки-крепости обносились стенами, городская жизнь замерла, и очаги культуры переместились в монастыри. Архитектура сала тяжеловесной и замкнутой.

В решении интерьера византийцы продолжали традиции римлян. Формы мебели по сравнению с греческой и римской упростились. Художественный эффект достигался обилием драгоценных металлов.

Первой художественной системой средневековья, охватившей большинство стран Европы, явился романский стиль. Важнейшим элементом архитектурных композиций этого стиля стали массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими окнами-бойницами.

В этот период понятия «мебель» в современном смысле не существовало, так как постоянные войны и грабежи не создавали условий для благоустройства жилища. В крепостях феодалов для жилья оборудовали жилые башни – высокие полутемные залы, огражденные каменными стенами. Несколько позднее появилась деревянная обшивка. Комнаты для жилья были узкие и мрачные, без роскошного убранства.

В период средневековья мебель, как и другие предметы, изготавливалась грубо. Конструкции были примитивные, формы громоздкие и массивные.  Например, шкафы делались из необработанных толстых досок без применения вязок, держались они при помощи накладок из кованного железа. Основными инструментами при изготовлении мебели являлись топор и струг, а исполнителями – плотник и кузнец.

Самым значительным предметом был сундук, который позже стал заменяться шкафом. Известен стол с вертикальными плоскостями в качестве опор. Для сидения использовались скамейки, треногие табуреты, дощатые кресла с высокой спинкой.

Декорирование мебели производилось коваными накладками и гвоздями, а также цветными расписными орнаментами. Архитектурные мотивы использовались в мебели свободно и беспорядочно. Орнаменты применялись бессистемно и часто без соблюдения пропорций и взаимосвязи с изделием. Применяемые краски, как и сами формы мебели, были простыми и грубыми.

Несмотря на примитивность, черты романского стиля оказались живучими в народной мебели, которая освобождалась от излишнего материала, и слегка облегчались ее пропорции.

Интенсивный рост городов, развитие ремесел, торговли, формирование новых общественных отношений нашли свое художественное выражение в расцвете готического стиля (XII —  XV в.в.), родиной которого является Франция. В готике отчетливо проявилось феодально-церковное влияние.

На примере форм архитектуры и бытовых предметов готического периода можно проследить единство стиля предметного мира. В костюме, как и в архитектуре, есть своя тектоника и конструктивная ясность. Характерной чертой силуэта готического костюма являются удлиненные пропорции и вертикальные линии, соответствующие устремленной ввысь архитектуре. Часы и мебель, также оформлены в этом стиле, что было обусловлено необходимостью соответствия их форм такому же готическому интерьеру.

В ранний период готики предметы обстановки еще тяжелы и неуклюжи, в основе конструкции мебели оставалась ящичная вязка. Но по разнообразию предметов, да и по технике исполнения раннеготическая мебель уже совершеннее, чем мебель раннего средневековья. Дальнейшему совершенствованию мебели, созданию ее новых форм и видов способствовали изобретение в начале   XIV в. двуручной пилы, применение шиповых соединений и рамочно-филенчатой вязки (известной еще древним римлянам, но забытой). Вместо плотника и кузнеца мебель стали изготавливать столяр, резчик, живописец, позолотчик.

С усовершенствованием технологии производства мебели изделиям придается стройность и простота формы. В период процветания готики дома феодалов и зажиточных горожан богато меблируются. Изготавливаются традиционные сундуки, различные шкафы, поставцы, кресла, стулья, кровати.

Готический стиль имел общие черты в различных странах: акцентирование вертикалей, определенный геометрический силуэт предмета, членение граней, богатую резьбу и др. Орнамент был в основном трех видов – ажурный, лиственный и ленточное плетение (так называемые льняные складки, или салфетки). Орнамент выполнялся малорельефной резьбой, что соответствовало применяемым породам древесины (сосны и дуба). С применением доски с пропильным орнаментом, которая накладывалась на другую, фоновую, орнамент углубился и стал более рельефным. Каркас украшали стрелами, башенками, колонками и др. Для украшения изделий, помимо резьбы, широко применялась роспись.

автор: Салой Юрий