Конструирование мебели Мебель, интерьер Мебель в стиле Людовика XV

К середине XVII в. во Франции укрепляется власть короля. Широкий размах приняло дворцовое строительство, особенно Версаля – резиденции с дворцом, садами, фонтанами и бассейнами. Французский стиль стал критерием красоты и  изящества на долгие годы, а также эталоном для многочисленных подражаний.

В начале XVIII в. происходит смена стиля в искусстве. Вместо пышной декоративности барокко в мебели появляется стиль периода регентства (по времени примерно совпадает с регентством герцога Орлеанского при малолетнем короле Франции Людовике XV). Этот стиль во многом сохранил черты барокко и был переходным к рококо. Но формы предметов, их декоративное убранство стали значительно легче. В корпусной мебели происходит постепенный отказ от архитектурных принципов. В предметах для сидения пропадают проножки, а ножки становятся еще более изогнутыми. Становится изогнутой и передняя стенка комода, который предпочитают кабинету.

Во второй четверти XVIII в.  стилевое выражение французской архитектуры претерпевает изменение, связанное с характером жизни элиты. С экономическим развитием и ростом богатства усилилось тяготение к роскошной жизни. Парадные помещения для увеселения французской аристократии отделывались в стиле рококо, который отразил вкусы времени заката абсолютизма и формирования капиталистических отношений. Усложненные декоративные формы выражали деконструктивные тенденции в архитектуре. Для рококо характерны изящная декоративность, утонченность и вычурность форм, отсутствие прямых линий, отрицание монументальности и неподвижности. В мебели декор скрывал конструкцию и противоречил форме. В орнаменте были завитки на растительные мотивы, раковины причудливых форм.

Несмотря на обилие предметов меблировки, интерьеры в стиле рококо являли собой стиль элегантности. В цветовом решении преобладали нежные пастельные тона, сочетание белых с голубым, зеленым или розовым. Неотъемлемым украшением являлось золочение, использовались другие дорогостоящие материалы.

Светская жизнь протекала в небольших уютных комнатах, и это повлияло на размеры и состав изделий. Вместо громоздких предметов появляются небольшие – столы, туалетные столики, горки, легкие банкетки, кушетки, скамеечки и др. Широкое распространение получили комод, а также письменные столы в связи с появлением рабочих кабинетов.

В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как целостном пространстве. Появилось стремление достичь полного стилевого единства всех составляющих интерьера.

Во второй половине XVIII в. на смену вычурности и манерности рококо пришел классицизм, возродивший античные художественные формы.

Отличительной особенностью этого стиля является возврат к симметрии, выпрямление щитов и ножек изделий, создание впечатления ясности и спокойствия. Вновь ожили античные мотивы, хотя подражание им нередко было шаблонным и поверхностным. Подчеркивается конструктивный принцип изделий, и этой цели служит декоративное оформление, которое не маскирует, а усиливает ясность конструкции. Так, линии декора повторяют очертания поверхности предмета, подчеркивают ящики. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются специальными тканями с цветочным орнаментом, иногда применяется позолота.

Мебель эпохи классицизма разнообразна. Появляется письменный стол-бюро с откидной цилиндрической крышкой, много небольших передвижных изделий. В отделке оказываются от изобилия бронзы. Основным украшением служит маркетри, а позже – облицовка шпоном красного дерева с легкой бронзовой отделкой. Поверхности воскуются или слегка лакируются. Изобретенная в конце XVIII в. политура широко употребляется лишь в XIX в.

 

автор: Салой Юрий