Конструирование мебели Мебель, интерьер Мебель эпохи Возрождения или Ренессанса

После тысячелетнего периода средневековья в городских республиках Италии формируется новая культура. В XV в. Италия становится самой богатой в Европе. В это время найдены великолепные образцы искусства древних. Грубости средневековья была противопоставлена культура далеких предков. Начала возрождаться античная культура, и этот период получил название Возрождения или Ренессанса.

Возрождение явилось эпохой формирования наций и государств, утверждения светской культуры и человеческой личности, небывалого расцвета искусства. В архитектуре стало проявляться стремление к гармонии, точности пропорций, четкости и ясности. Она не просто копировала античные формы, но и создавала свои, соразмерные человеку постройки, которые соответствовали новым условиям (городские управы, больницы, учебные заведения и т.п.).

В эпоху Ренессанса формируются капиталистические отношения, ремесленник работает уже на рынок, хотя мануфактурное производство еще базировалось на ручном труде. Формообразование изделий носит уже некий планомерный характер. Они сначала появлялись на бумаге в виде проекта, а потом воплощались в материале.

В период раннего Возрождения (XV в.) отделка жилых помещений еще проста. Сравнительно немногочисленна и мебель. В период позднего Возрождения, к началу  XVI в., отделка помещений меняется. Архитектура и интерьеры становятся богаче, а дворцовые залы украшаются фресками, лепниной, мрамором, их расписывают. Усложняются и формы мебели, увеличивается число предметов. К концу XV в. высокого уровня достигло столярное дело.

Отличием мебели этого периода является ясность формы и использование архитектурных приемов в оформлении – колонн, пилястр, карнизов, фронтонов. В орнаменте заимствуются утонченные античные мотивы. Декорированию подвергаются почти все элементы мебели. Широко применяется геометрический орнамент, вводятся причудливые фантастические композиции – вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, птиц, человеческие головы и т.д. Цветовое решение изделий было сдержанным, в основном обыгрывался естественный цвет и фактура древесины, которую отделывали вощением. Изобретение станка для выпиливания тонких листов древесины способствовало развитию техники облицовывания и декорирования поверхностей методом интарсии. Начинает осваиваться прием тонирования древесины раскаленным песком. Для украшения применяются роспись, инкрустация, позолота.

На характере изделий сказывается античное влияние. В XV в. лари и ларцы украшаются плоскими орнаментами, а  в XVI в. ясная композиция кассоне становится скульптурной и похожей на античный мраморный саркофаг. Разные стенки его украшаются барельефами и горельефами с мифологическими сценками. Совершенствуются сундуки. Появляются приподнятые на ножках емкости с несколькими отделениями, двухъярусные шкафы с выдвижными ящиками, откидывающимися или открывающимися крышками.

Разнообразна по конструкции и художественной обработке мебель для сидения. Распространено курульное кресло, в некоторых изделиях сочетаются сидения и емкости. В XVI в. при обивке мебели для сидения употребляется ткань.

Столы делались разнообразными по конструкции и форме. Было распространено смешение их древнеримских и средневековых форм. Был в употреблении средневековый стол на нескольких опорах, стол на четырех ножках с выдвижными ящиками, а также со складной из нескольких частей круглой крышкой.

Во Франции Ренессанс распространяется в XVI в. дуб как конструкционный материал заменяется орехом, что дало художникам большую свободу творчества. Для инкрустации применяется мрамор. При изготовлении мебели, особенно корпусной, используется заимствованная из архитектуры ордерная система. Фасад шкафа, например, строится как архитектурное сооружение – с колоннами, фронтоном. Особенно пышную форму приобретают парадные столы. Кровать – целое архитектурное сооружение с колоннами, балдахином и богато украшенным резьбой изголовьем.

В северной Европе готический стиль не уступал своих позиций до середины XVI в., однако идеи ренессанса постепенно проникали в Германию, Нидерланды, Англию и другие страны. Развитие торговли и культурных связей привело к  общности мебели в ряде стран Европы, хотя в то же время в разных странах она сохраняла и национальные черты.

В XVII в. в Европе была ликвидирована феодальная замкнутость. Архитектура этого периода явилась выразительницей идеалов монархии, аристократии и церкви. На смену ренессансу пришел новый стиль – барокко, который зародился в Италии.

В новом стиле нашли отражение различные общественные настроения, XVII век – время великих открытий, пора расцвета философии, искусства, музыки. Жизненность стилю дало желание знати и церкви выразить свой престиж и богатство. Поэтому для архитектуры барокко характерны декоративность и роскошь, причудливость форм и нарядность. Особо роскошными делались интерьеры. Использовалась лепка, роспись, скульптура, для отделки – мрамор и позолота. Такой же пышной изготавливалась и мебель. Для нее характерна архитектурная выразительность (витые колонны, разорванные фронтоны, архитектурный декор и т.д.), безудержная пышность, преобладание криволинейных форм над прямолинейными. Широко применяется лакирование элементов. В резных и мозаичных композициях используются растительные мотивы (вьющиеся стебли, венки, гирлянды).

Изменяется набор мебели. Вместо ларей и сундуков появились шкафы и кабинеты. Последние изготавливались разных размеров – от напольных на ножках до миниатюрных, равных шкатулкам. Производятся футляры для часов, первые бюро, т.е. письменные столы. Большим разнообразием отличаются также консоли (приставные столы), скамьи, столы, кровати, кресла и другая мебель. Приобретают скульптурность столы. У кроватей исчезают высокие колонны, поддерживающие балдахин. В изготовлении мебели широкое распространение получает облицовывание. Декорирование производят различными инкрустациями и накладными металлическими деталями. Применяют золото, серебро, медь, мрамор, кость и другие материалы. В эпоху барокко появляются гарнитуры мебели, состоящие из нескольких гармонирующих по форме предметов.

автор: Салой Юрий