Конструирование мебели Основные черты стилей архитектуры и мебели

Первый значительный стиль в архитектуре и мебели был создан из первых рабовладельческих государств – Древнем Египте. В этом государстве изготавливали проволоку и гвозди, применяли топоры, пилы, сверла, тесла и другой инструмент, появился токарный станок. Египтяне овладели распиловкой и склеиванием древесины, шиповыми соединениями, изготавливали клееную фанеру. Они разработали основные виды бытовой мебели.

Мебель египетской знати и простого народа отличалась не столько формой и конструкцией, сколько степенью ценности материала и украшения. Стиль оставался неизменным, изменение форм начало происходить в самый поздний период под влиянием греческой культуры. Наибольшего рассвета мебельное искусство достигло в эпоху Среднего царства (XX-XV в.в. до н.э.). Декоративные элементы часто выполнялись на мотивы животного мира и одновременно являлись деталями изделий. Правда, заимствованные у природы формы не всегда превращались в выразительные элементы. Поверхности изделий обычно шпатлевались составом из ила, растительного волокна и клея и расписывались. Украшение мебели маскировало конструкцию и, как правило, не связывалось с ней.

С древних времен египтяне изготавливали ларцы, сундуки, комоды, кровати, столы, стулья, кресла и другие изделия. Формы мебели были разнообразными, декорирование ее производилось росписью, инкрустацией слоновьей костью, золотом, древесиной различных пород и другими материалами. Применяемый для украшения орнамент имел символическое значение (солнечный диск, скарабей, змея, лотос и др.). Для украшения мебели широко применялся плоскостной орнамент.

Мебель была разнообразной по конструкции и назначению. Например, столы изготавливались на одной и четырех ножках, предназначались для трапезы, настольных игр, как подставки для ваз, сосудов, подносов и т.п. Табуреты иногда имели очень сложную форму, кресла более позднего времени – подлокотники и спинки с отвалом. Ножки в мебели часто оканчивались скульптурным изображением лап зверей.

Кровати были различных форм, в том числе и складные по длине.

Искусство Древнего Египта оказывало большое влияние на культуру других народов, а после похода Наполеона в Египет в1978 г. оно с новой силой привлекло к себе внимание и нашло яркое выражение в стиле ампир.

В Древней Греции (XII- II в.в. до н.э.) правление было более демократичным, а идеология более гуманной по сравнению с Древним Египтом, поэтому созданная здесь архитектура выражала прогрессивные для своего времени идеалы и торжество человека над силами природы. По своим масштабам греческий храм соразмерен человеку, его пропорции соответствуют размерным соотношениям человеческого тела. О комфортабельности жилищ можно судить по имевшимся в них ванным комнатам, хотя сами жилища были неприхотливыми.

Греческие мастера имели много инструментов, в том числе рубанок, что способствовало совершенствованию столярного дела. Они хорошо знали свойства древесины, применяли ее гнутье с использованием шаблонов, облицовывание, соединения на нагелях и шипах «ласточкин хвост», склеивание больших плоскостей из отдельных пластин с целью уменьшения коробления.

Созданная греками мебель была более простой и удобной, менее декорированной, чем египетская. Сначала мебель создавалась по образцам азиатских народов,  а  в V в. до н.э. греческие мастера сами разработали изящные классические мебельные формы, которые послужили образцами для последующих стилевых форм мебели.

Мебель для сидения была различных конструкций и форм. Применялись стулья и кресла со спинкой, заимствованные у египтян Х-образные опоры, тронные сиденья со спинкой и без нее, довольно сложной формы и простые. Для повседневного пользования применялись табуреты простых форм с точечными или квадратными ножками и плетеным сиденьем, так называемые дифросы. Конструкции табуретов украшались царгами. Появился изящный стул-клисмос с изогнутыми ножками и полукруглой спинкой, который был распространен на протяжении всего периода античной культуры и возродился через более чем 2000 лет в стиле ампир.

У греков было несколько типов кроватей и столов. Кровати представляли собой раму на высоких, до метра, ножках. Столы являлись в доме второстепенными предметами, и им большого значения не придавалось. Наряду с простыми рабочими столами делали легкие обеденные, в основном переносные. Ели возлегая вокруг стола на ложе (клине), поэтому обеденные столы были очень низкими, трапециевидными, на трех изгибающихся ножках. После еды  их убирали под кровать.

В греческой мебели декоративные элементы сильно раскрашивались, что придавало ей яркий вид. Греческие мастера применяли интарсию из серебра, слоновой кости и других материалов.

В орнаменте использовались растительные и геометрические мотивы. Сам орнамент имел чисто декоративное значение. Для греческой мебели характерно четкое строение, которое подчеркивалось и декором. Простота, гармония, прочность пропорций греческой мебели способствовали распространению ее влияния на мебель других народов.

автор: Салой Юрий