Конструирование мебели Эволюции формы в архитектуре и технике

Еще первобытные люди делали утварь и одежду, оборудовали свои примитивные жилища – пещеры и шалаши. С переходом первобытных общин к оседлости появились условия для использования первой примитивной мебели, формирование которой шло постепенно, вместе с эволюцией общества.

Форма мебели органически связана с архитектурой и в отдельные эпохи находилась под сильным ее влиянием. Поэтому мебель не без основания называют «малой архитектурой». Основные закономерности формообразования архитектуры и мебели во многом схожи. Разница заключается  лишь в масштабе.

Возникновение и развитие новых форм никогда не было случайным, оно зависело от многих факторов. Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления объектов материальной культуры, который соответствует классовому строю и господствующей идеологии, уровню развития техники и культуры, бытовому укладу жизни, эстетическим представлениям людей.

Между современным этапом развития конструкции и формы и их историей существует тесная связь. Период между проектированием и потреблением изделий длительный, поэтому необходимо учитывать формообразующие факторы в их развитии, знать причины, которые влияют на эволюцию формы. Чтобы понять их, следует проанализировать развитие и общественное потребление вещей, способы производства, изменение вкусов людей и их господствующей идеологии.

Эволюция формы предметов происходит под влиянием производственных факторов, а также господствующего стиля и моды.

Производственные факторы (состояние техники, технологии, появление новых материалов и т.п.) обуславливают конструкцию изделий, влияют на их содержание и структуру, а это приводит к внешним изменениям изделий. Например, при изготовлении одинаковых вещей из массивной древесины, древесностружечной плиты или пластмассы все они по форме и внешнему виду получаются разными.

Стиль и мода оказывают на форму неоднозначное влияние. Технические изделия в меньшей мере подвержены влиянию этих факторов, чем бытовые предметы.

Под стилем понимается характерная устойчивая общность содержания, творческих принципов, организации характера и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. Развитие стилей – процесс длительный и зависит от многих факторов. Быстрая смена форм относится к явлениям моды – непродолжительного господства определенного вкуса. Для моды в отличие от стиля характерно более кратковременное и поверхностное изменение формы.

В прошлом стиль формировался в изобразительном искусстве и архитектуре. Для техники не характерно активное формирование стиля, но между ней и архитектурой существовала тесная связь. Многие архитекторы сами проектировали технические и бытовые предметы, являлись изобретателями.

В различные эпохи связь технических изделий с архитектурой  и искусством была неодинаковой. В древнем мире техника была несложной и длительное время устойчивой, т.е. однородной в стилевом отношении. По мере усложнения техники становились разнообразнее ее формы и связи с архитектурой. Художественные начала особенно глубоко проникали в те ремесла, которые ближе к искусству (изготовление мебели, посуды, часов и т.д.). В капиталистическую эпоху, когда техника обособилась от искусства, влияние того или иного стиля на нее стало несущественным. В эпоху научно-технической революции техника сама начала оказывать активное влияние на формирование стиля и стала носительницей стилевых черт. Стиль принимает общий характер для всего предметного мира.

Для каждого периода характерен свой способ оформления вещей, свой стиль. Заимствование стилей прошлых эпох без творческого осмысления не приводит к созданию новых ценностей и чревато отрицательными последствиями. Эпоха барокко и рококо оставила нам много красивых вещей. Но никто не пытается создавать современные автомобили в форме этих стилей. Мебель же в стиле прошлых эпох создается, и очень важно найти средства органического включения ее в интерьер современных квартир и домов.

Современные формы предметного мира меняются быстро, отражая различные веяния моды. С одной стороны, мода способствует совершенствованию конструкции изделий, материалов и технологии, т.е. является положительным фактором. С другой – смена мод становится причиной морального старения изделий. А они не должны морально стареть раньше, чем будут использованы их физические возможности. Поэтому формы изделий длительного потребления должны быть сдержанными.

Фактор морального старения формы имеет важное значение для тех изделий, которые входят в комплексы, формируют единую предметную среду. Все предметы комплекса имеют различные сроки службы, т.е. физически и морально стареют несинхронно. Однако они должны согласовываться между собой и создавать единую композиционно целостную среду. Поэтому проектирование этих изделий требует комплексного учета всех факторов, ориентации не только на технические факторы, но и на социальные, эстетические.

Для того, чтобы глубже понять закономерности развития формы, избегать разрывов между ней, функцией, конструкцией и технологией производства изделия, а также осмысленно относиться к наследию прошлого, кратко рассмотрим становление стилей в архитектуре и мебели. Мебель является одной из главных групп изделий прикладного искусства и на истории ее развития можно проследить техническое и эстетическое развитие обработки древесины.

автор: Салой Юрий